Оперативность оказания услуг - главный тренд Росреестра

Перечень мероприятий по спец. оценке
За минувшие годы институт государственной регистрации прав претерпел немало преобразований и реформ. Значительно расширился круг полномочий, появились направления деятельности, в том числе связанные с развитием цифровых сервисов, что позволяет человеку экономно расходовать свое время и получать необходимые услуги, не выходя из дома, сидя в машине, находясь в любой точке, где есть возможность подключения к Интернету. Что же изменилось для граждан и бизнеса в сфере регистрации прав за последнее время? Об этом рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Адыгея Мариета Емыкова.
Мариета Испановна, какие изменения произошли в сфере оформления недвижимости?
Одним из приоритетных направлений развития ведомства является гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, основанная на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному взаимодействию.
В указанных целях были объединены Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости в Единый государственный информационный ресурс.
Обеспечено предоставление услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества предоставления услуг.
Налажен безбумажный документооборот между МФЦ и Росреестром, что позволило оптимизировать процесс и сократить сроки предоставления услуг, исключив необходимость перемещения документов на бумажном носителе, а также снизить финансовые издержки регионов на доставку документов.
Реализована задача развития электронных сервисов и оказание услуг в режиме онлайн. Понимая, значимость ипотечных программ, были сокращены сроки регистрации до 1 дня при электронном взаимодействии с кредитными организациями, так называемая «Электронная ипотека за 1 день».
Аналогичные решения были реализованы при взаимодействии с застройщиками при постановке на кадастровый учет многоквартирных домов, государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве.
С 1 сентября 2022 года исключена необходимость отдельного обращения застройщика для государственной регистрации прав – документы направляются органом, который ввёл объект в эксплуатацию. Это, по сути, сокращение издержек застройщиков, временных и финансовых.
Продолжается работа по повышению качества реестра недвижимости и осуществление контроля использования земли и имущества.
Реализация госпрограммы «Национальная система пространственных данных» позволит объединить и структурировать пространственные данные из федеральных и региональных информационных систем, даст толчок в развитии территорий.
С 2020 года реализуется проект «Полный и точный реестр». Потому что, с одной стороны, только на полных и точных данных можно принимать верные управленские решения и с другой, только полными точными данными, и всей полнотой зарегистрированных прав, ограничений, обременений обеспечить гарантии прав собственности наших людей и исключить какие-либо риски.
Все это вместе работает на сокращение сроков, на сокращение издержек для людей и бизнеса, на оптимизацию административных процедур.
Но неизменной остается главная цель – качественное предоставление государственных услуг по оформлению прав на недвижимость, постановке объектов на кадастровый учет.
Какие результаты уже достигнуты в сфере повышения качества оказываемых услуг именно в вашем Управлении?
Мы активно работаем над внедрением современных информационных технологий, автоматизации процессов и улучшения стандартов обслуживания. У жителей республики, приобретающих или отчуждающих недвижимость, большой популярностью пользуется способ заключения сделок, при котором подача документов происходит посредством специальных технических каналов связи между Росреестром и банками, застройщиками, агентствами недвижимости. Управление Росреестра давно работает с этими организациями в рамках осуществления регистрации электронных ипотечных сделок с недвижимостью. Различные банковские продукты дают возможность заявителям и кредитным организациям успешно взаимодействовать с ведомством в дистанционном формате. Причем одним из самых главных бонусов, наряду с комфортом и экономией временных ресурсов, заявители называют минимальный срок госрегистрации.
Скажите, а чем обусловлен такой активный переход на электронный формат получения государственных услуг Росреестра?
Потому что процесс электронной регистрации максимально прост и удобен. Используя электронные сервисы Росреестра заявители получают сразу несколько преимуществ: не нужно ходить в МФЦ, минимальный срок госрегистрации, исключается человеческий фактор. Кроме того, можно отследить все этапы работы с запросом в режиме онлайн.
Мариета Испановна, расскажите о сроках оказания государственных услуг Росреестра на территории Адыгеи?
Всё, что мы делаем – мы делаем для людей! А поскольку оперативность оказания услуг становится одним из основных требований современного человека, то Управление Росреестра активно работает над сокращением сроков рассмотрения документов в рамках реализации ведомственной программы цифровой трансформации.
На сегодняшний день при поступлении пакета документов через МФЦ средний срок по государственному кадастровому учету или государственной регистрации прав на объекты недвижимости составляет в среднем 1-2 рабочих дня. Государственный кадастровый учет и регистрация прав по документам, направленным в электронном виде, как правило, занимает не более 24 часов, учетно-регистрационные действия в отношении объектов бытового назначения (жильё, гаражи, дачи, садовые дома, хозяйственные постройки и земельные участки для строительства), независимо от способа подачи документов мы проводим за 1-2 дня. При отсутствии замечаний к пакету документов и своевременном поступлении госпошлины регистрация договора участия в долевом строительстве, который заключен застройщиком с первым участником долевого строительства, проходит в срок – не более 24 часов
Госрегистрация ипотечных сделок в электронном виде, в том числе ипотеки в силу закона, теперь занимает менее 24 часов.
В этой связи хотелось бы акцентировать внимание заявителей, что сокращение сроков учетно-регистрационных действий – это ведомственная программа Росреестра и нет необходимости обращаться к посредникам, тем более дополнительно оплачивать ускорение сроков регистрации. За выполнение регистрационных действий взимается только государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вверх